Недавно один миссионер из протестантской церкви, проживающий в деревне в Казахстане, попросил меня дать краткий комментарий относительно нового закона о религиозных объединениях, принятого в Казахстане.
Просматривая в Интернете материал на эту тему, я подметил, что Казахстан в этом вопросе избрал путь, несколько отличный от выбора России.
О тенденциях взаимоотношений Русской Православной Церкви и государственных органов Российской Федерации Вы, наверное, уже слышали – писал я миссионеру – и про введение предмета «Основы Православия» в общеобразовательных школах, и про попытки узаконить содержание Православных храмов за счёт государственного бюджета или местных бюджетов, и про другие пути как можно теснее объединить Православную Церковь и государство. Что хорошего и что плохого в таком слиянии Церкви и государства не буду судить, так как это не моя компетенция, да и речь сейчас идёт о Казахстане.
Сравните то, каким путь избрал Казахстан. Если отбросить Евро-Американскую «трескотню» в Интернете про права человека и внимательно почитать статьи закона о религиозных объединениях, то он внёс следующие изменения.
1. Запретил незарегистрированные религиозные группы (конечно это осложнит жизнь различным незарегистрированным баптистам, пятидесятникам, староверам и тому подобным религиозным объединениям, но, с другой стороны они и до этого действовали, по сути, нелегально).
2. Заставил все существующие религиозные организации перерегистрироваться (так как до этого из тысяч зарегистрированных религиозных организаций, на самом деле действовало меньше половины).
3. Потребовал, чтобы все иностранные миссионеры регистрировались.
4. Отменил выданную ранее регистрацию мусульманских организаций, не входящих в Духовное Управление мусульман Казахстана.
5. Строительство и (или) открытие мусульманских культовых зданий теперь производится только с разрешения Духовного Управления.
6. Количественный ценз для создания религиозных объединений увеличился с 10 до 50 человек.
7. Введено лицензирование духовной образовательной деятельности (так как из двух с половиной тысяч мечетей, действовавших до принятия закона, по словам Н. А. Назарбаева, могли грамотно толковать Коран меньше, чем в двухстах).
8. Несколько ограничена деятельность на территории Республики иностранных религиозных организаций; вернее, они стали подчиняться единым для каждой конфессии Республиканским центрам.
9. Школы отделены от религиозных объединений.
10. Закон позволяет закрывать религиозное объединение в судебном порядке за участие его в деятельности политических партий или оказание им финансовой поддержки, за занятия не своим делом, например, бизнесом, вовлечением в религиозную организацию прихожан за счёт подарков, раздаваемых под видом благотворительности, и за другие подобные «религиозные деяния». Так же запрещено выводить верующих на митинги, организовывать выступления в школах.
11. Кроме того, по закону должны будут закрыты молельные комнаты в государственных учреждениях (оставлены только на вокзалах), так же введены ограничения и на религиозные облачения работников в государственных учреждениях (чтобы не сидели на работе в хиджабах, и т.п.).
12. По новому закону уже сами служители обязаны следить, чтобы не получалось, например, так, что муж не желает, чтобы детей водили в церковь, а жена всё равно ведёт их туда.
13. Введены ограничения и на места распространения религиозной литературы и на формы её распространения (то есть, торговать книгами, свечками и иконами можно только в религиозных зданиях и в специализированных местах).
14. Введена государственная экспертиза ввозимой для распространения религиозной литературы (чтобы не было экстремистской).
Пожалуй, хватит о новом законе Казахстана.
Что сказать? Закон, как закон. По некоторым замечаниям в Интернете, наскоро написанный проект закона является «сырым», точнее, в нём есть «дыры» для взяточников из-за того, что некоторые сроки, некоторые параметры закона не конкретизированы (и, при желании, чиновник сможет тянуть волынку, или придираться бесконечно). Но нужно признать, что ни один закон, ни в одной стране сразу не был совершенным, все одни дорабатываются уже на практике.
Но речь здесь не о том, хорош или плох принятый закон – я не юрист – не мне судить. Речь о тенденциях развития. И здесь, думаю, избран верный путь. Ведь раньше как было? Сначала, как только обрёл независимость, Казахстан (как, впрочем, и Россия), бросился навёрстывать упущенное за годы Советского безверия. Везде стали возводить мечети, на улицах появились люди в религиозных облачениях, во многих государственных учреждениях обустроили молитвенные комнаты. Я, когда бывал в Казахстане, сам видел такие комнаты не только на вокзалах, но и в сельских, и в районных администрациях (акиматах). И среди этой эйфории были такие перегибы, что и представить трудно. Так, например, в одном небольшом райцентре была построена громаднейшая мечеть (я не преувеличиваю), а рядом… целые улицы заброшенных домов без окон, частью – и без крыш, а те дома этого посёлка, в которых ещё живут люди, столи обшарпанными, имеющими нищенский вид. На окраине "красовались" руины ферм и полуразвалившиеся склады. Про дороги и говорить не буду.
Из какого бюджета строилась та мечеть? Явно, что не на пожертвования верующих (они не могли столько насобирать из своих маленьких зарплат и пенсий).
Теперь же, судя по новому закону, государственные и муниципальные власти Казахстана являются не просто послушными «спонсорами», а занимаются своим прямым делом: следят за порядком на улицах, в школах и в государственных учреждениях страны. Следят, чтобы не было экстремизма, межнациональной и межрелигиозной вражды. Стали больше заботиться о фермах, дорогах, о местах культурного отдыха, детских спортивных сооружениях и другой инфраструктуре городов и сёл. Мечети и церкви тоже, естественно, строятся, но теперь их количество и их размеры сопоставляются с духовными нуждами населения, всё идёт сбалансированно.
Что ж, дай Бог властям Казахстана мудрости, действительно государственной мудрости!
Комментарий автора: В Республике Казахстан строятся новые взаимоотношения между государством и религиозными организациями. Может и нам есть чему у них поучиться?
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 1282 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Конкуренция - Антон Пишу о конкуренциии, глазами духовного видения, ведь каждая вещь имеет в себе информацию, и считывают ее ясновидящие. Так и форма хозяйствования, построенная на идеологии рынка, имеет в себе также некоторые качества, которые влаживает человек в произведенный продукт. Один влаживает Любовь, и люди живы Духом Любви этого человека. Другие влаживают корысть - и отравляют окружающих. Это называется строительством. Что в себе выстроим - тем и пользуем ближних своих и дальних!
Поэзия : Душепопечитель. В память о возлюбленном брате во Христе Югай Юрие. - Николай Агапьев Брат Юрий своей жизнью показал пример искреннего служителя во Христе. Он говорил, что служитель должен быть в первую очередь ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЕМ. Все, кому выпало счастье оказаться рядом с ним, чувствовали теплоту его доброты и искренности. Я благодарю Господа, за то, что в последние годы, Он дал мне служить с ним. Ис.57:1 Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Еккл.7:8 Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.